четверг, 30 июня 2016 г.

Детство. Исторический триллер

Все люди родом из детства. Сейчас мы живем в развитом обществе, где права детей закреплены юридически, где вопросам детства уделяется довольно много внимания со стороны самых различных специалистов – психологов, педагогов, социологов, медиков и других. Но далеко не всегда отношение к детям в Европе было таковым…

Некоторые исторические факты, имеющие отношение к детям и их воспитанию, с нашей сегодняшней точки зрения кажутся вопиющими. Многие из них имели место быть не так уж и давно. А актуальность в наше время некоторых из тех, казалось бы, архаичных преступных идей заставляет о многом задуматься…

Детоубийство

Первый исторический отрезок, который выделяет исследователь истории детства Л. Де Моз , называется… «Детоубийственным». Он длится до IV века н.э.
Да, детоубийство во многих культурах, и в европейской в том числе, не считалось когда-то преступлением или даже грехом. Еще со школы всем известно, что в Спарте слабых, нездоровых младенцев убивали. В Древнем Риме младенца пяти дней от роду клали в ноги к отцу. Если тот отводил глаза, ребенка убивали или оставляли в людном месте, чтобы его мог кто-нибудь подобрать. Если отец брал новорожденного на руки, то это было обещанием заботиться о нем. Во время голода пищу получали, прежде всего, те, кто добывал ее, то есть взрослые, а от детей в трудное время могли избавляться (помните сказку «Мальчик с пальчик»?) Гиппократ и Соран Эфесский (тот, что стал отцом гинекологии) в своих сочинениях открыто рассуждают о том, какой младенец имеет право на жизнь, а какой нет. Избавление женщиной от своего ребенка сразу после его рождения порицалось, но она не получала серьезного наказания за это, как если бы убила человека…

И такое положение детей воспринималось совершенно естественно. Ведь ребенок считался вместилищем злых духов и нечистых сил. А в трудные времена такие, как голод, в приоритете было взрослое трудоспособное население, которое может само о себе позаботиться и в дальнейшем, в более спокойное время, продолжить свой род и иметь поддержку в старости со стороны детей.

Детоубийство было приравнено к человекоубийству только в 374 году. И то сделано это было не столько ради заботы о детях, сколько ради заботы о душах их родителей, которые, согласно, христианской религии, должны были стремиться поспасть в рай. Тем не менее, в 1890-х годах мертвые дети на улицах Лондона были обычным зрелищем…

Отголоски такого подхода к детям и воспитанию детей можно встретить и сейчас. Не смотря на существование методов контрацепции, развитую медицину, то там, тот тут слышишь истории, когда новорожденных нашли в помойке или мать убила свое дитя… Не смотря на то, что в современном обществе мы говорим о ценности детей и признаем их права, мы продолжаем проводить границу и решать, какие дети могут жить, а какие нет. Так, в одной и той же больнице врачи могут бороться за жизнь желанного недоношенного шестимесячного ребенка, а другого, такого же шестимесячного, но не желанного, рожденного при помощи искусственных родов, убивают. Ну, и, конечно, проекции со стороны родителей продолжают жить. В то время считалось, что ребенок – вместилище злых духов, и принесение ребенка в жертву богам поможет очиститься родителям. А в наше время встречаются взрослые мамы и папы, которые искренне полагают, что младенец СПЕЦИАЛЬНО изводит их своим плачем, не дает им спать, НАРОЧНО не успокаивается...

Главное - удобство

После Детоубийственного периода наступила следующая фаза – Оставление детей (с IV по XII век)

К этому времени взрослые все-таки признали, что у ребенка есть душа. Но основной целью родителей в воспитании детей было их собственное удобство. Удобно, когда ребенок туго спеленат – он больше и крепче спит, не мешает. Удобно, когда не надо слишком погружаться в его жизнь, поэтому хорошо бы отдать на воспитание (кормилице, в монастырь или еще куда-то) и получить готового почти взрослого человека в возрасте 17 лет. Удобно, когда на ребенке можно заработать, так отчего бы его не продать? Естественно, отказы от детей имели под собой целый ряд логичных обоснований: чтобы быстрее заговорил, для здоровья, чтобы перестал робеть, в награду за оказанные услуги… И эти факты известны по сочинениям передовых умов того времени…

Интересная статистика Парижской полиции за 1780 год (на несколько столетий позже данного периода) сообщает, что в этот год в Париже родилось 21 тысяча детей и только 700 из них были выкормлены родной матерью. Таким образом, зачатки позиции оставления детей продолжали развиваться. И в наше время они так же имеют место быть. Есть женщины, которые не кормят своих детей грудью, чтобы не портить форму груди. Есть родители, которые поручают своего малыша няне, бабушке – кому-то другому. Одна женщина рассказывала мне, как она, будучи молодой мамочкой, следующей рекомендациям по воспитанию детей, приучала свою новорожденную дочь засыпать самостоятельно, оставляя ее одну в детской кроватке – покричит, устанет и уснет. Да, девочка «научилась» засыпать самостоятельно без укачиваний и колыбельных чуть ли не с самого рождения, остается догадываться о последствиях такого воспитания…

О целях родителей сделать ребенка удобным написано много. На эту цель работает множество людей, изобретая красивые кресла, приспособления, лежачки и… ремни, которыми ребенка можно пристегнуть, не беспокоясь о его безопасности, хотя и ограничивая территорию познания мира. А еще очень удобно, когда есть телевизор, компьютер, смартфон – это в наши дни универсальные инструменты отвлечения внимания, «выкраивания времени для себя», манипуляции и шантажа…

Жестокая Мадонна

С XII века в отношении взрослых к детям образовался новый этап. Большую популярность получил образ Мадонны с младенцем, заботливой Божьей Матери. Родители стали принимать больше участия в жизни своих детей. Ребенка признали отдельным человеком, правда, таким, из которого нужно вылепить то, что необходимо. Для передовых умов того времени очень характерно сравнение ребенка с глиной, гипсом, воском, из которого нужно сформировать человека. С целью вылепить из ребенка человека практически повсеместно применялись регулярные физические наказания. Физические наказания одобрялись. Неотъемлемым атрибутом учителя были розги или что-то еще, чем можно было незамедлительно воспользоваться. Бетховен, к примеру, использовал в этих целях вязальные спицы.

Кроме того, в те времена особенным образом относились к дефекации младенцев. Считалось, что в кишечнике малыша живет демон, и кал – это указание родителям на «дурное расположение» к ним ребенка, даже если внешне кажется, что ребенок кроток и мил. Избавление от «дурных посланий», очищение ребенка от «демона» происходило посредством обычной клизмы.

Нередкими результатами воспитания детей в то время были детские галлюцинации и кошмары, танцевальная мания и задержки физического развития (дети поздно начинали говорить, ходить и т.д.)

В наше время физические наказания – реальность, как и мнение о том, что в разумных пределах физические наказания полезны. Так же актуальна идея о том, что из ребенка нужно сделать человека. Иногда - того, кем его родители хотели стать сами, но не стали. Будешь балериной, как хотела мама, будешь космонавтом, как мечтал папа… А мечтает ли об этом сам ребенок? Музыкальная школа ценой слез и истерик, хореография из-под палки, красивая осанка, потому что вовремя привязали косу к стулу… Вот такая забота.

Вкрадчивый контроль

С XVIII века цель родителей изменилась. Теперь стало важно обрести власть над умом и волей ребенка и контролировать его во всех областях жизни. В это же время начала развиваться гигиена, повысилась грамотность родителей в вопросах ухода за детьми. В итоге детская смертность снизилась. А новая родительская цель привела к тому, что большинство детей стала нянчить родная мать. К тому же детей стали меньше бить, чаще использовать уговоры; перестали туго пеленать, давая больше свободы; отказались от фанатичного увлечения клизмой, предпочитая пораньше приучить малыша к туалету. С одной стороны, при таком подходе стало возможно более тесное сближение детей и родителей, проявление со стороны родителей сопереживания и реальной заинтересованности в жизни ребенка. С другой, повиновения никто не отменял, контроль родителей стремился к тотальности.

Таким образом, идея безграничного контроля жизни ребенка, которая и сейчас имеет место быть, совсем не нова. Так же встречаются родители, которые во что бы то ни стало стремяться приучить детей к горшку как можно раньше. Однако, ученые сходятся во мнении, что этот очень важный этап для развития маленького человека должен проходить вовремя. Слишком раннее приучение к произвольному мочеиспусканию и дефекации приводит к тому, что у ребенка напрягаются мышцы таза тогда, когда они к этому еще не готовы. Во взрослой жизни это может привести к ослаблению сексуальных переживаний во время интимной близости, да и вообще к патологической зажатости тазовых мышц.

Успешный винтик

С XIX века был взят курс на социализацию. Оказалось, что ребенок – не просто член семьи, он еще и член общества. Ребенок должен вырасти в человека, полезного обществу и умеющего жить в этом обществе. Он должен уметь приспосабливаться, добиваться успеха, иметь правильные привычки и следовать определенным нормам. В это время интерес к ребенку начинают проявлять отцы. Социализирующая модель стала основной для практически всех ныне известных психологических концепций и течений.

Ученые обозначают, что этот этап завершился в середине ХХ века, но, на самом деле, это не так. По сей день актуальны установки и посылы родителей по отношению к своим детям в духе «будь лучшим», «веди себя прилично», «нужно хорошо учиться, чтобы поступить в хороший ВУЗ, чтобы найти хорошую работу, чтобы потом была хорошая пенсия» и другие.

Слуга ребенка

С середины ХХ века фокус внимания сместился на детей. Новый помогающий подход исходит из того, что ребенок лучше родителей знает, что именно ему нужно, и задача родителей – просто помочь ему. Свободное воспитаний, поддержка и следование за ребенком в его развитии, индивидуальный подход – все это чудесные достижения. Правда, и тут бывают перегибы. В нынешнем обществе многие матери живут только ради детей и находят поощрение. Существует целая индустрия всевозможных детских товаров – нужных и ненужный. Дети идеализируются и ставятся в центр всего… Какими вырастут дети, воспитанные в таком духе, еще только предстоит узнать…

Вместо заключения

Все это похоже на реальный триллер, растянувшийся на многие-многие сотни лет. Некоторые факты обращения с детьми воспринимаются нами, как жестокие и вопиющие. Однако, они были обусловлены множеством факторов и казались людям такими же правильными и единственно верными, какими кажутся нам наши сегодняшние воззрения. Важно понимать, что человеческий многовековой опыт отношения и обращения с подрастающим поколением никуда не пропал, не остался раз и навсегда в прошлом. Мы, нынешние взрослые, продолжаем его применять и использовать с поправкой на современную действительность. Но я верю, что каждый из нас может задуматься, может проработать свои страхи, чувства и комплексы, которые проецирует на своих детей, может быть осознанным и ответственным, понимая, что растит будущего взрослого. Из детей вырастит будущее. А какое именно – во многом зависит от нас.

Комментариев нет:

Отправить комментарий